Как сделать крышку для приямка скважины своими руками?

Как сделать крышку для приямка скважины своими руками?Ранее я уже писал о том, как сделать приямок для скважины (кессон) своими руками. Сейчас же речь пойдет о возведении крышки для приямка. Этот этап очень ответственный, так как по крышке будете потом и ходить, и бегать, и возможно ездить автомобилем.

Самым сложным этапом в сооружении крышки приямка является строительство опалубки. Опалубкой в данном случае будет служить плоский щит из досок, который очень хорошо подпертый брусками снизу. Скажу сразу, что на сооружение опалубки у меня ушло 3 неполных дня.

Ну начнем все по порядку.

Подготовительные работы

Первым делом, перед тем как заняться крышкой, необходимо было завести трубы в приямок (водопроводную и для электричества). Пришлось перфоратором долбить дырку в стенке приямка, так как неудобно было заложить гильзу при заливке его стенок.

Продолбал перфоратором дырку в стене приямка для водопроводной трубы и электричества

Далее проложил трубы. Водопроводную — 32 мм, для электричества — 20 мм. И сразу же принялся засыпать траншеи, чтобы трубы ночью не украли.

Труба для электрического кабеля 20 мм

Труба для электрического кабеля 20 мм

Почти уже засыпанная траншея для водопроводной трубы

Почти уже засыпанная траншея для водопроводной трубы

Траншеи засыпал до половины, чтобы трубы никто не смог достать. И принялся заделывать дыру в приямке. На трубы одел металлические гильзы из трубы. Между гильзой и бетоном заделал раствором, между трубой и гильзой — монтажной пеной.

Вот так выглядит ввод труб в приямке для скважины

Вот так выглядит ввод труб в приямке для скважины

Вот и пол дня прошло. На следующий день, я принялся за сооружение опалубки для крышки приямка.

Опалубка крышки приямка для скважины

Первым делом я выставил шесть вертикальных брусков на доски (чтобы они под нагрузкой не вдавились в щебенку). Потом на эти бруски положил бруски горизонтально. Все скрутил саморезами.

Теперь получилась основа опалубки, которую снизу необходимо будет еще усилить. Но сверху можно уже прибивать к горизонтальным брускам доски. И не забываем оставить дырку для люка. У меня люк по внутреннему размеру — 70 на 70 см. Точно такую же дырку и оставляем в будущей крышке.

Сооружение опалубки для крышки приямка

Сооружение опалубки для крышки приямка

Когда увидел, что доски хорошо ложатся, решил добавить стоек-брусков. Их общее количество получилось 16 штук. Более-менее равномерно 4 на 4 бруска. Все бруски скреплял саморезами, доски сверху тоже. Стойки-бруски для подстраховки укреплял между собой поперечками либо досками либо брусками. Чтобы не гуляли по сторонам. Смотрите фото, там все поймете.

Укрепление стоек-брусков поперечками

Укрепление стоек-брусков поперечками

После установки всех стоек и всех досок я решил обтянуть опалубку пленкой, для того, чтобы потом ее было легче оторвать от бетона. Да и все на саморезах а не на гвоздях. Необходимо было минимизировать усилия при разборке опалубки. Обтянул пленкой, использовав при этом степлер. А щели замазал остатками полузасохшего силикона.

Дальше сделал квадратный короб 70 на 70 см и прикрутил его к оставленной дырке для люка. Высота короба — 12 см. Такой высоты и будет железобетонная крышка.

Потом обрезал арматуру, которая торчала со стенок приямка. Арматура торчала с запасом. Обрезал ее до 11 см, чтобы еще покрыть бетоном на 1 см.

Вот такая картина получилась:

Опалубка для крышки приямка скважины - готова

Опалубка для крышки приямка скважины — готова

Вот и все, опалубка для крышки приямка для скважины — готова. Дальше предстоит вязка арматуры.

Вязка арматуры для крышки приямка скважины

Долго искал по интернету, какую же арматуру и с каким шагом вязать. Решил покупать арматуру диаметром 14 мм и вязать ее с шагом 15 см. Арматуру купил уже давно, и была порезана еще на металлобазе, чтобы можно было своим легковым автомобилем забрать. Так вот, во время сооружения опалубки ко мне приехал человек, который занимается монолитным перекрытием и прочими бетонными работами. Он Мне будет делать железобетонную лестницу на второй этаж. Так он мне сказал, что с головой хватит арматуры диаметром 12 мм с шагом 15 на 15 см. А если не будет ездить по крышке автомобиль, то можно взять и диаметр 10 мм. Сказал, что по моей крышке можно будет танком ездить. Но так как арматура была уже куплена, то пришлось использовать свою четырнадцатку.

Так как арматуру я покупал с запасом, то решил по периметру люка усилить конструкцию, так как люк довольно таки большой. По периметру люка я разместил по три прута арматуры с шагом всего 5 на 5 см. Что усилит конструкцию в разы. Остальную арматуру вязал с шагом 15 на 15 см. Повязал всю арматуру, закрепил заготовленную железную трубу для поливочного крана. Обычная труба, но сверху к ней приварена пластина для закрепления крана. В этой металлической трубе будет полипропиленовая труба. Металлическая служит для защиты. Просто пускать воду по металлической побоялся, сгниет за 10 лет. Снизу к трубе были приварены 4 прута арматуры, чтобы труба хорошо закрепилась в бетоне. Плюс ко всему, сразу вставил вентиляционную канализационную трубу с грибком. Смотрите фото.

Вязка арматуры для крышки приямка скважины

Вязка арматуры для крышки приямка скважины

Нижнюю арматуру подымал на 3 см от опалубки. Вот и все по вязке арматуры. Можно ночь отдыхать, набираться сил, а утром заливать бетоном.

Бетонирование крышки приямка для скважины

Настало утро, вытащил бетономешалку Agrimotor B 1510 и принялся заливать. В сложных конструкциях главное делать хороший бетон. Я давал чуть больше цемента. Бетон делал 1:2:3,5 (на ведро цемента два ведра песка и три с половиной щебенки).

Вот что получилось после двух замесов:

Будущая крышка приямка после двух замесов

Будущая крышка приямка после двух замесов

Очень важно хорошо уплотнять бетон мастерком и арматурой, чтобы он не получился с пустотами.

Вот и сделал следующий замес:

Три замеса уже залил в крышку приямка

Три замеса уже залил в крышку приямка

Еще один немаловажный момент. Как видите, по периметру дырки для люка я вставлял арматуру. Это для того чтобы люк поднять, а крышку засыпать землей. Так вот, эту арматуру вставляйте сразу после заглаживания бетона. А то я после второго замеса уже забивал арматуру туда, где было залито из первого. Была очень жаркая погода.

Ну вот и все, последний замес, последнее уплотнение бетона и последнее заглаживание. Получилось даже лучше, чем я мог себе представить.

Крышка приямка для скважины залита полностью

Крышка приямка для скважины залита полностью

Уход за свежим бетоном

Была очень жаркая погода и я решил накрыть эту всю конструкцию пленкой. И первые три дня поливал через несколько часов. Потом два раза на день, так как жара не спадала.

Крышку накрыл пленкой для избежания быстрого высыхания бетона в очень жаркую погоду

Крышку накрыл пленкой для избежания быстрого высыхания бетона в очень жаркую погоду

Целую неделю я только приезжал полить бетон. Больше ничего не делал, так как очень устал.

Спустя неделю, я принялся за сооружение шеи и люка.

Шея крышки для поднятия люка

Перед сооружением опалубки для шеи люка я решил таки перемерять люк и проем, чтобы убедится, что размеры сходятся и не надо будет делать шею толстой. Да и с высотой шеи хотелось визуально определится.

Примерка люка

Примерка люка

Все подошло просто идеально. Шею решил делать толщиной 11 см. Вертикальная арматура торчала и с крышки и с люка, который сварщик сварил еще неделю назад. Дополнительно добавил несколько горизонтальных прутиков арматуры из обрезков.

Далее приступил к опалубке. Сначала сделал внутреннюю часть, потом внешнюю.

Вот так выглядит процесс сооружения опалубки для поднятия люка

Вот так выглядит процесс сооружения опалубки для поднятия люка

Далее сложного ничего обычное бетонирование опалубки. Два замеса и все готово.  Правда очень волновался смогу ли я туда люк вставить так, чтобы часть уголка утопить в бетоне. Получилось!

Люк установлен

Люк установлен

Прочие мелочи и неприятности

На следующий день я приехал полить водой бетон и погрунтовать люк и металлическую трубу для поливочного крана.

Люк и труба поргунтованы

Люк и труба поргунтованы

Было свободное время и я даже разобрал опалубку шеи люка. Внутри не рискнул. Решил, чтобы еще постояла недельку.

Далее пошел сильный дождь. Пришлось ехать домой. Дождь шел двое суток. Я решил поехать посмотреть что да как там.

При въезде на участок мою машину снесло в сторону и колесо провалилось в траншею. Недавно мне проводили газ, но траншея просела после сильного дождя и образовалась не глубокая канава. Машина села на днище.

Мой старенький, но надежный автомобиль попал в ловушку

Мой старенький, но надежный автомобиль попал в ловушку

С соседом договорился, вытащил бусом меня. Пока вытаскивал, опять пошел ливень, спрятался в дом и вот такую картину с окна я увидел.

Залило все траншеи и приямок

Залило все траншеи и приямок

Это получилось из-за того, что все траншеи, и газовая, и водопроводная, и для электрического кабеля просели как минимум на пол метра. И вся вода с дороги по этим канавам пошла к моему приямку.

А вот такое было внутри приямка:

В приямке было 40 см воды

В приямке было 40 см воды

Как же прошла вода в сам приямок? Все очень просто. Сверху над крышкой все обвернуто пленкой. Под сильным давлением воды пленка прижалась к земле так сильно, что получились маленькие щели между пленкой и бетонными стенками приямка.

Блин, и по прогнозу на неделю такая погода. На следующий день приехал и немного засыпал часть траншеи, чтобы вода по ней не шла к приямку. И прокопал маленькую канавку в сторону, на всякий случай, чтобы отвести воду. После этого вода таки шла мимо.

Гидроизоляция крышки приямка

Растопил почти полное ведро смолы, туда 200 грамм отработки (отработанное масло, чтобы смола лучше мазалась). Этой смесью, не жалея, поливал всю крышку, включая шею и размазывал старой кисточкой. Немного размазал и сразу же приклеивал полоску из рубероида, пока не покрыл им весь бетон.

Гидроизоляция крышки с помощью смолы и рубероида

Гидроизоляция крышки с помощью смолы и рубероида

Когда все покрыл рубероидом раскочегарил еще одно ведро и залил смолой и размазал поверху рубероида. Долго, тяжело и очень грязно это все было делать, но надеюсь, что эффект будет положительный.

Засыпка крышки приямка

Собственно в засыпке ничего сложного нет. Но я сделал еще дополнительную гидроизоляцию. На еще горячую смолу я завернул развернутую пленку, которая выступала по полтора метра с каждой стенки. Пленка не расплавилась, а хорошо приклеилась. И еще я вспомнил, что у меня есть немного глины, осталась после выкапывания приямка. И я нижний слой, около 20 см засыпал глиной (отлично служит как дополнительная гидроизоляция). А верхний слой, тоже около 20 см засыпал черноземом.

Крышка приямка засыпана, торчит только люк и две трубы: для поливочного крана и для вентиляции

Крышка приямка засыпана, торчит только люк и две трубы: для поливочного крана и для вентиляции

Вот такая история. Напоминаю, что процесс сооружения самого приямка, а не его крышки я описал в статье: Как сделать приямок для скважины (кессон) своими руками.



8 комментариев

  • Олег:

    какой диаметр вентиляционной трубы?

  • admin:

    110 мм

  • Олег:

    а трубы диаметром 50 не хватит?

  • admin:

    Теоретически, должно хватить. Но я смотрел у знакомых, у всех 110-й диаметр. Если принципиально не хотите, или нет возможности установить 110-ю трубу, тогда ставьте 50-ю. А если есть возможность, то все же лучше 110-ю.

  • Олег:

    а какой диаметр ПП трубы которая идет через железную трубу?

  • admin:

    20 или 25, точно не помню. Делалось из остатков. Разницы по сути нет никакой…

  • Олег:

    а разве не две вентиляционной трубы должно быть, для приточкы и вытяжки воздуха?

  • admin:

    В идеале, для подвальных помещений, желательно делать две трубы. Одна на уровне потолка, вторая — практически на уровне пола. Просто для маленького помещения хватает и одной, смотрел у знакомого. И у меня приямок всегда сухой. Но если есть возможность и желание — устанавливайте две трубы. Хуже не будет.

Комментировать

Архивы